Рейтинг России в глобальной конкурентной среде

8th Декабрь, 2015

Рейтинг России в глобальной конкурентной среде//ИС-Промышленная собственность, 2014, №10. Рассматривается совокупность показателей, характеризующих конкурентоспособность различных экономических объектов. Приводится краткий обзор разработанного Международным экономическим форумом Индекса глобальной конкурентоспособности стран мира 2013-2014. Более подробно представлен рейтинг конкурентоспособности России в 2013 году -  с использованием также оценок Международного  института управленческого развития Швейцарии (IMD). Указывается на неизбежность последующей корректировки предлагаемых оценок  рейтинга России с учетом последних изменений во внешнеполитических и экономических отношениях.

Рейтинг России в глобальной конкурентной среде//ИС=Промышленная собственность – 2014, №10

Л.Г.Кравец, канд.филол. наук, доцент. Несмотря на нелегкую экономическую ситуацию, сложившуюся  в последнее время  в России, специалисты и широкая  общественность страны не теряют надежд  на   постепенную переориентацию национальной экономики, базирующейся преимущественно на добыче и реализации сырьевых ресурсов,   на инновационный путь развития.  В этой связи небезынтересно ознакомиться с последними международными оценками глобальной конкурентоспособности России.

Инновации,  интеллектуальная собственность, конкурентоспособность

Между  указанными в заголовке понятиями существует неразрывная связь. Инновации — это успешно реализованные новшества. За этим кратким определением  скрываются, как минимум, три составляющие:

- инновация является результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытия, изобретения, рационализации;

- закрепленная в инновации интеллектуальной деятельности человека должна получить правовую  охрану, которая закрепляет за правообладателем  монопольную возможность  использования новшества в обмен на обобществление информации о его существе;

- охраняемая правом инновация должна захватить рынок, обеспечить  на нем конкурентные преимущества и  прибыль правообладателю.

Иначе говоря, инновация представляет собой процесс трансформации знаний в  новые товары, процессы и услуги.  В этом процессе присутствует  неразрывная связь трех важнейших факторов развития современной экономики с привлечением богатого опыта промышленно-развитых стран.

Во-первых, в  системе рыночного хозяйства одним из главных показателей эффективности современного предпринимательства является его конкурентоспособность, обеспечиваемая за счет обладания компанией либо страной в целом теми или иными конкурентными преимуществами.

Во-вторых, компания добивается конкурентного преимущества чаще всего за счет инноваций — как в технологиях, так и в способах ведения дел. При этом особо подчеркивается необходимость  обязательного принятия  во внимание                  экономических и социальных аспектов инновационного развития.

В-третьих, для инновационного бизнеса важно уметь превращать научно-технический инновационный потенциал в производственный, а затем и в коммерческий результат. Для этого необходима надежная  правовая охрана интеллектуальной собственности (ИС), роль которой в обеспечении финансового успеха мероприятия в целом может оказаться и зачастую оказывается решающей.

Таким образом, для современной экономики важна  тесная увязка трех факторов. Ее эффективное развитие невозможно без обеспечения конкурентных преимуществ на национальном и корпоративном уровнях. Конкурентные преимущества создаются, в основном, за счет инноваций. А обязательным условием их реализации на рынке является обеспечение правовой охраны, как результатов интеллектуальной деятельности, так и средств индивидуализации создаваемых на их основе товаров и услуг. При этом важно подчеркнуть, что понятие конкурентоспособности имеет различные интерпретации – в зависимости от того, в отношении какого экономического объекта оно применяется: к продукции или услугам, предприятию, отрасли либо к национальному хозяйству в целом.

В данном случае рассматриваются вопросы конкурентоспособности национальных экономик, которая   представляет собой концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны. Они реализуются в товарах и услугах, которые успешно противостоят конкурирующим с ними зарубежным товарам и услугам, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Иначе говоря, на макроуровне понятие конкурентоспособности отражает благоприятные позиции национальной экономики в системе межнациональных отношений, особенно – в сфере международной торговли. Политика государства состоит в том, чтобы закладывать долговременные основы для повышения конкурентных преимуществ, присущих данной стране, и подталкивать производителей к наращиванию усилий в этом направлении. Делается это с помощью различных мер и средств регулирования -  законодательных и подзаконных актов, правительственных постановлений и экономических рычагов [1].

Критерии оценки глобальной конкурентоспособности стран

При оценке конкурентоспособности не отдельного товара, предприятия или отрасли, а  национального хозяйства в целом,  приходится пользоваться более широким перечнем критериев. Всемирный  экономический  форум (ВЭФ), например,  определяет национальную конкурентоспособность как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе.  Предполагается, что  страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан.

При этом конкурентоспособность национальных экономик определяется многочисленными и весьма разноплановыми факторами. Так, на состояние экономики отрицательное влияние оказывают неэффективное управление государственными финансами и высокая инфляция, а положительный эффект могут оказать хорошо организованная защита прав интеллектуальной собственности, развитая судебная система и другие меры. Наряду с институциональными факторами решающее значение могут иметь образование и повышение квалификации рабочей силы, постоянный доступ к новым знаниям и технологиям.

Посредством обширного ежегодного исследования,  основанного  на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний, ВЭФ - совместно с сетью  ведущих исследовательских институтов и организаций из   анализируемых в отчете стран – регулярно разрабатывает Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index)  и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Совокупность переменных на две трети состоит из результатов глобального опроса руководителей компаний (чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат в исследуемых странах), а на одну треть из общедоступных источников (статистические данные и результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями). Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность:

  1. Качество институтов.
  2. Инфраструктура.
  3. Макроэкономическая стабильность.
  4. Здоровье и начальное образование.
  5. Высшее образование и профессиональная подготовка.
  6. Эффективность рынка товаров и услуг.
  7. Эффективность рынка труда.
  8. Развитость финансового рынка.
  9. Уровень технологического развития.
  10. Размер внутреннего рынка.
  11. Конкурентоспособность компаний.
  12. Инновационный потенциал.

Выбор именно этих переменных обусловлен теоретическими и эмпирическими исследованиями, причем ни один фактор не в состоянии в одиночку обеспечить конкурентоспособность экономики. Так, эффект от увеличения расходов на образование может быть снижен по причине неэффективности рынка рабочей силы, прочих недостатков институциональной структуры и, как следствие, отсутствия у выпускников учебных заведений возможности быть соответствующим образом трудоустроенными. Попытки улучшить макроэкономическую среду, например, оптимизировать контроль над государственными финансами, будут удачными только при должной прозрачности системы управления финансами, отсутствии коррупции и масштабных нарушений. Предприниматели будут внедрять новые технологии только в том случае, если потенциальная прибыль превысит необходимые инвестиции. Таким образом, согласно выводам Всемирного экономического форума, наиболее конкурентоспособными являются экономики тех стран, которые в состоянии проводить всеобъемлющую политику, учитывать весь спектр факторов и взаимосвязи между ними [2].

Сопоставительная оценка конкурентоспособности России

Для каждой из 148  охваченных исследованием стран отчет содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета индекса.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014 возглавила Швейцария, которая занимает первое место уже пятый год подряд. Второе и третье места, как и в прошлом году, занимают Сингапур и Финляндия, соответственно. Германия продвинулась на две позиции вверх и сейчас занимает 4 место. Соединенные Штаты улучшили свой рейтинг с 7 до 5 места и по-прежнему остаются мировым лидером в обеспечении инновационных продуктов и услуг, несмотря на определенные проблемы в области макроэкономической стабильности. Улучшение позиций страны связано, прежде всего, с повышением эффективности финансового рынка, а также укреплением доверия общества к государственным институтам. Далее в десятке лидеров рейтинга: Швеция (6 место), Гонконг (7), Нидерланды (8), Япония (9) и Великобритания (10).

Россия в 2013 году поднялась в рейтинге с 67 до 64 места. Соседями страны в списке на этот раз оказались Венгрия (63 место) и Шри-Ланка (65). В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом положение России улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов. Благодаря низкому уровню государственного долга и сохраняющемуся профициту бюджета страна за последний год поднялась в этом разделе рейтинга с 22 на 19 место. Несмотря на то что российская экономика сейчас балансирует на грани рецессии, пока ее макроэкономические показатели выгодно отличаются от показателей ряда других стран. К сильным сторонам российской экономики авторы доклада также отнесли распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка (8). Все представленные в нем области в принципе могут быть использованы для повышения конкурентоспособности России.

Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов (118 место), недостаточный инновационный потенциал (78), неэффективная антимонопольная политика (116), неразвитость финансового рынка (121), низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135) и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132 место).  По мере  продвижения  страны к более высокой стадии экономического развития остро ощущается  отсутствие деловых навыков (107) и низкие темпы восприятия современных технологий (127). Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неповоротливость  государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все это приводит к неэффективному использованию огромных ресурсов, препятствуя достижению  более высокого  уровня производительности труда и росту конкурентоспособности  экономики.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (32 место), Литву (48), Азербайджан (46), Казахстан (50) и Латвию (52). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Грузия (72 место), Армения (79), Украина (84, снижение на 11 позиций), Молдова (89) и Кыргызстан (121). Крупные развивающиеся экономики стран БРИК демонстрируют различные показатели. Китай (29 место) по-прежнему продолжает лидировать в группе. Бразилия (56 ) и Индия (60) в этом году переместились в рейтинге вниз, а Россия (64) несколько укрепила свои позиции, хотя и остается наименее конкурентоспособной среди стран группы БРИК [3].

Приведенные выше показатели можно сопоставить с оценками, проведенными Международным институтом управленческого развития Швейцарии (IMD) по 60 странам мира. Ранжирование в IMD основано на статистических данных и интервьюировании 4200 менеджеров компаний разных стран, включая 100 представителей России. В тройку лидеров здесь вошли  США, Швейцария и Гонконг. Наиболее высокий скачок в 2013 году сделали Арабские Эмираты, поднявшиеся с 16  места на 8-е. Заметный прогрессировали Китай (21) и Япония (24). Большинство стран Европы сдерживают меры экономии. Страны БРИКС развиваются с переменным успехом.

В мировом рейтинге конкурентоспособности Россия поднялась в 2013 году (по сравнению с 2012 г.) с 48 на 42 место, оказавшись между Латвией и Перу.       Россия продвинулась в рейтинги преимущественно за счет показателей занятости (перемещение с 27 места на 13-е). В 2013 году безработица в России составляла 5,5% при среднем показателе 8%. Однако российский рынок труда в целом выглядит  не столь радужно, так как высокие показатели занятости получены, по данным Высшей школы экономики России,   в основном за счет теневой экономики. Среди других сильных позиций России отмечают низкий государственный долг, невысокий налог на доходы физических лиц, стабильные процентные ставки, высокий уровень образования и квалификации работников

. Рейтинг конкурентоспособности России в 2004-2013 годах

Однако, как следует  из приводимого графика, по сравнению с 2004 годом,  ситуация в России улучшилась незначительно. К недостаткам эксперты относят показатели экспорта, демографии и здравоохранения, пенсионную систему, рынок капитала, бюрократизм, а также низкую предрасположенность к инновациям. Основные проблемы России – это  низкий уровень диверсификации экономики и сильная зависимость от цен на сырьевые товары. Камнем преткновения остается  неизменный курс страны, привязанный к нефтяной трубе.

Хотя рейтинг конкурентоспособности России в общем позитивный,  ключевые  показатели конкурентоспособности остаются в России без особого улучшения или снижаются. Продвигаться вверх по макроэкономическим показателям все же  менее  трудно. Между тем,  управление бизнесом и его качество остаются слабыми местами России [4].    Анализируя относительно низкую позицию России в глобальном рейтинге конкурентоспособности, зарубежные эксперты особенно подчеркивают устойчивый контраст между сильными и слабыми сторонами ее национального хозяйства. Наличие  сравнительно высоко образованного  населения и исходного  научно-технического  потенциала сталкивается  с недостаточно эффективной экономической и институциональной структурой, которая нуждается в существенном преобразовании [5] .

Воздействие экономических санкций на рейтинг конкурентоспособности

Составление Международным экономическим форумом последнего Индекса глобальной конкурентоспособности  2013-2014 предшествовало событиям в Крыму   и на востоке Украины, после чего  Европейский союза и США ввели ограничительные политические и экономические меры в отношении ряда лиц и организаций России, которые, по мнению международных организаций и отдельных стран, причастны к дестабилизации ситуации в данных регионах Украины. Под санкции попали украинские и российские граждане и юридические лица, был приостановлен ряд программ сотрудничества с российскими органами власти. Санкции ввели также Канада, Япония, Норвегия, Австралия, Швейцария и другие страны. Санкции носят в основном точечный характер и пока не касаются России в целом, кроме некоторых секторальных санкций ЕС.

Если рассматривать возможности воздействия экономических санкций на Россию с позиций перечисленных выше12 контрольных показателей ВЭФ, определяющих национальную конкурентоспособность, то, скорее всего, вводимые санкции  и ответная реакция России будут оказывать на рейтинг ее конкурентоспособности двустороннее воздействие.  С одной стороны, финансовые и торговые ограничения на поставку высокотехнологичного оборудования в ряд секторов экономики, а также запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования, бесспорно окажут негативное воздействие на    9-й контрольный показатель (Уровень технологического развития).  Тем более, что и в рассматривавшемся выше Индексе глобальной конкурентоспособности 2013-2014 ВЭФ были уже отмечены низкие темпы восприятия современных технологий, по которым Россия занимала 127-е место.

С другой стороны, ожидаемая  мобилизация усилий страны на возмещение утраченных возможностей может проявиться в ряде позитивных процессов. Таких как, развитие секторов национальной экономики, связанных с замещением импортируемых технологий, товаров и услуг, соответствующее расширение занятости населения (контрольные показатели 6 и 7), активизация поиска и патентования технических решений вновь возникающих проблем (контрольный показатель 12), регистрации новых товарных знаков и прочих средств индивидуализации вновь создаваемых товаров и услуг (контрольный показатель 11) и т.д.

Для суммарной оценки степени воздействие экономических санкций на рейтинг конкурентоспособности России потребуется серьезный  анализ общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса представителей  компаний, затрагиваемых вводимыми санкциями. Публикацию итогов такой работы можно ожидать в следующем году.

Литература

1. Кравец Л.Г. Патентно-информационная поддержка инноваций. Гл 2.  Стратегии инновационного использования интеллектуальной собственности – М., ИНИЦ “Патент”,2013; 14 изд. л.

2.  Индекс глобальной конкурентоспособности – информация об исследовании// ИАА Центр гуманитарных технологий,     ISSN 2310-1792, Online Edition - www.dec.lv/index_ru.php/images/inews/240909.php?id=2305

3.The Global Competitiveness Index 2013–2014: Country Profile …//World Economic Forum - www3.weforum.org/…/GCR_CountryHighlight

4. Russia’s up 6 points in the world competitiveness ranking//The IMD World Competitiveness Center - rt.com/…/russia-competitiveness-world-2013-9…

5. Dahlman C. Technology, globalization, and international competitiveness: Challenges for developing countries